вторник, 30 ноября 2010 г.

Порассуждаем на тему мигалок. Без эмоций

Каждый день мне приходится ездить по Минскому шоссе и Кутузовскому проспекту. С утра - в сторону Москвы, вечером - в область. И вот о чем я подумал.




Когда я учился в Университете на кафедре Вычислительных Методов (факультет ВМиК), у нас был интересный спец. семинар. Сейчас уже не вспомню как называется, но что-то типа Математические модели гидродинамики и Микро-макро моделирование. Там было много математики, но, как бы это сказать, прикладной что-ли))) Круг задач, которые методы помогают решать, довольно обширен: от выплеска плазмы из сопла (эта формулировка всегда заставляла смеяться моего друга: "Ну чем вы там занимаетесь? Выплеском плазмы? Гы-гы") до моделирования автомобильных потоков. Стоит отметить, что выпускники нашей кафедры года, эдак, 93-го уехали в Нью-Йорк и там поставили свои эксперименты, воплотили теорию в реальность. Я не знаю сам, но, говорят, что пробки в этом огромном городе - это одно название (организовано все очень классно).

Ну а теперь ближе к делу. Транспортные потоки легко моделируются как движение жидкости по трубам. Да, конечно, есть отличия, но модель получается довольно точная. Называется "Модель Больцмана-Пригожина движения автотранспорта". Кто захочет ознакомиться детально - милости прошу, но сейчас предлагаю порассуждать на уровне общепонятных вещей.

Вот есть у нас труба под названием Кутузовский проспект. Мысленно делим ее на четыре равные части (аналог полос), получается так:



Все синенькие частицы-автомобили едут-себе-едут. Светофоры - это краны этой трубы. Очевидно, светофор красный - кран закрыт, зеленый - открыт. Тут желтой частице-мигалке необходимо выехать на разделительную - господин депутат (или кто там) опаздывает на работу (или домой - как удобнее). И никому он никак не мешает. Поток не замечает исчезновения одной частицы, да даже если их будет пять - просто ускорится немного и все.

Проблема, как вы и догадываетесь, появляется потом. Смотрим на карту:



Красным крестиком обозначен мобильный пост ДПС, который утром стоит на разделительной полосе. Кружочек - выезд с Рублевки. Все частицы-мигалки его объезжают, вклиниваясь обратно в трубу-поток, как только проезжают его, уходят обратно - на разделительную. Итак:



В данной ситуации мы не можем учесть частицы-мигалки однородной массой с обычными частицами. Грубо говоря, по трубе течет вода, но периодически 1/4 трубы перекрывает какая-то заслонка. Секунд на 15-20. Из-за таких заслонок четверть трубы почти всегда перекрыта. Что же мы видим дальше? Ага, тут заезд на Кутузовский с Рублевки. То есть, еще одна труба с потоком на "вход". Совсем не радостная картина. Если учесть, что мигалочники едут и оттуда тоже... Ведь, все мы знаем, что они не направо после выезда поворачивают, а едут почти перпендикулярно потоку - сразу выезжая на разделительную. То есть, рядом с первой заслонкой, которая перекрывает четверть трубы работает и вторая, которая перекрывает трубу полностью!!! Как в таких условиях будет течь вода? Плохо.



 Вообще, в 2007 году, один умный человек прочитал хорошую лекцию - "Этиология и патогенез московских пробок" - краткую выдержку с ссылкой на полную статью я выложил здесь - http://iqbarometer.blogspot.com/2010/11/blog-post_20.html.

Удачи на дорогах! Берегите нервы)

Осторожно! Математика.

Осторожно! Математика: связные темы.


А здесь можно принять участие в обсуждении - Автокадабра

Комментариев нет:

Отправить комментарий