среда, 8 сентября 2010 г.

Превосходство физиков

У меня есть друг-юрист. Интереснейший человек. Но речь сейчас не о нем. Просто в разговоре с ним мы коснулись темы физиков и… Нет, не лириков. А математиков. И тем, кто далек от сути вопроса, вероятно, покажется, что обсуждали мы одних и тех же. На самом деле, это не так. Наш разговор начался с того, что мне был задан вопрос примерно такой: "Слушай, а почему, к примеру, столько формул для обозначения расстояния, пройденного телом (материальной точкой)? Есть и пресловутая S=vt (с этой формулой, именно в такой записи, знакомят в детском саду, насколько я помню – прим. авт.), в школе к буковке v пририсовывают стрелочку, что, вне всякого сомнения, обозначает знак вектора.  Но ведь некоторых жизнь заставляет писать что-то вроде этого:

Так, как ты понял, я хочу тебя спросить - зачем? Зачем все это нужно обычным, нормальным людям, которые ничего плохого и букашке не сделали?" Мне стало стыдно, потому что, в отличие от тех нормальных людей, я начал постепенно вычеркивать именно адекватные формулы, признавая лишь те, в которых используются крючки, которые принято называть интегралами, извиняюсь за выражение. Но и последних в голове с каждым днем становится все меньше. 
Погода была прекрасная. Я объяснял другу понятие интеграла, разбивая площадь под выдуманным графиком функции на маленькие полосочки, потом суммируя их, и... Вдруг я понял, что настоящие математики за такое объяснение попытались бы четвертовать меня. Они почему-то в своем большинстве настроены не совсем дружелюбно. Вот физики - другое дело. Мне думается, что физики вполне смогли обойтись без всей этой сложной математики. Просто когда-то очень давно, вероятно, физик пришел на лекцию к математику. Второй, пытаясь показать силу собственного ума, подошел к доске и начал писать мелом что-то. Несомненно, он писал именно мелом. Потому что тогда люди уже изобрели мел, а выкорябывать на скалах камнями было не модно. Что он конкретно изобразил в тот момент достоверно неизвестно. Но физик вышел немного грустным. И решил, что ничуть не хуже математика, а значит сможет использовать все те же самые знаки, закорючки, дифференциалы. Как использовать? Неважно. Для физиков вопрос как никогда не был самым главным. С тех пор между двумя людьми возникло непонимание. Сколько я помню лекторов по математике, они всегда с принебрежением относились к тому, что написали физики. Потому что первые считают, что вторые не умеют правильно оформлять свои мысли на математическом языке. То то не так поставят, то это не туда напишут. В свою очередь, физики никогда не спорят с математиками. Они молча все выслушивают, соглашаются, но ничего не переделывают. А в конце такой разговор.
Ф (физик): - Так Вы говорите, что здесь все неверно?
М (математик): -Совершенно верно, коллега. Абсолютная несуразица.
Ф: - Мда... И вправду. Но ладно. Зато это работает!
М: - ????
Ф: - Мы сделали самолеты и они летают, трансформаторные будки жужжат, следовательно, тоже работают!
М (постепенно выходя из себя): - Но это некрасиво! Это ужасно! Это выходит за рамки всякой математической этики!!!
Ф: - Да, абсолютно так. 
М (уходит ни с чем): - Ррррррр. 

1 комментарий:

  1. :D Математики не могут сделать ничего Настоящего, поэтому им ничего не остается, как с пеной у рта отстаивать выдуманную кем-то математическую этику)

    Эта запись удачно перекликается с моим недавним просмотром переведенной на русский видеозаписи лекций по физике Ричарда Фейнмана. Ну просто гениальный человек! Будь у меня такой препод в институте, я бы вероятно стал физиком =)

    ОтветитьУдалить